Новости Томска
Блоги
Антон Дугин / 00:08 22.04

Парадоксы образования – вызов ближайшего будущего

Парадоксы образования – вызов ближайшего будущего

Продолжая поднятую тему интеллектуального предпринимательства , в этот раз обозначим парадоксы образования и обучения в обществе знания. 

В наши дни стало привычно понятие "период полураспада знаний" (промежуток времени, за который в конкретной области устаревает 50% знаний). В сфере высоких технологий этот период составляет 2—2,5 года, в других областях он несколько больше, но едва ли превышает 7—8 лет. В классическом понимании цель образования заключается в передаче знаний, причем получение качественных или уникальных знаний гарантировало личности конкурентные преимущества. Так было раньше.

В наше время из-за ускоренного старения знаний упомянутые конкурентные преимущества перестают быть решающими. Как подчеркивают авторы статьи "Интеллектуальное предпринимательство, или Принципы обретения конкурентного преимущества в новой экономике", принятие этого факта приводит нас к проблеме парадокса образования: в обществе, основанном на знании, ценность полученного знания с течением времени снижается. Когда цикл получения знания составляет 4—6 лет и приближается к периоду полураспада знания, передача знаний перестает быть основной целью образования. Означает ли это, что значение образования уменьшается?

Университетские скандалы, как в России, так и на Западе, связанные с обнаружением "интернет-плагиата", ярко высвечивают проблему парадокса информационной насыщенности. Вместо того чтобы интерпретировать доступную информацию, сопоставлять ее со своим личным опытом и создавать личное новое знание, студенты и слушатели предпочитают искать информацию в Интернете и механически трансформировать ее в ожидаемый от них результат. Таким образом, у студентов стираются различия между знанием и информацией, не вырабатываются навыки критического анализа информации, необходимые для формирования индивидуального знания.

Вторую проблему можно обозначить как парадокс неопределенности. Он связан с навыком принятия решения – выбора из некоторого числа альтернатив. Увеличение объема доступной информации приводит к росту числа альтернатив, что усиливает ощущение неопределенности у любого человека. Чтобы снизить уровень неопределенности, мы ищем все новую и новую информацию, но в результате этих поисков неопределенность только возрастает. Прав был старик Сократ: обретение знания лишь расширяет зону незнания.

С парадоксом образования связана еще одна проблема — парадокс обучения. Обучение приучает к запоминанию, а между тем из-за устаревания знаний становится все важнее устранять ненужное из памяти. Иначе говоря, увеличивая свои способности к обучению, люди должны в той же мере развивать свою способность забывать.

Таким образом, в современном мире многие привычные подходы к образованию, а следовательно, к созданию индивидуальных конкурентных преимуществ перестают работать. Система образования в инновационном Томске, претендующем на подготовку специалистов определяющих будущее, должна быть готова к парадоксу образования. Лидеры, способные управлять парадоксами, поскольку применительно ко всем трем проблемам невозможно найти решение, которое годилось бы на все случаи жизни, и называются интеллектуальными предпринимателями.

Еще записи автора